10 актуальных трендов рынка торговой недвижимости в России

  1. Заканчиваются опасения на­счёт кризиса. Страхи и опасения о том, что Россия будет изолирована полностью и вся экономика встанет, не оправдались. Российская экономика и индустрия ТЦ адаптировались к гло­бальному кризису, вызванному геопо­литикой, и перешли из острой стадии к новой реальности и продолжается та трансформация ТЦ, которая началась ещё с ковида.
  2. Импортозамещение проходит по-разному в больших моллах и районных центрах. Импортозаме­щение состоит из двух частей: доста­точно успешное замещение у самих ритейлеров импортных товаров на российские, примерами тому являют­ся супермаркеты, рестораны и кафе. Вторая часть — это зарубежные бренды, прежде всего — магазины одежды. И в этой сфере мы не ожида­ем быстрого импортозамещения.
  3. Размер имеет значение. Кри­зис показал, что ТЦ небольшого раз­мера оказались более кризисоустой­чивыми и доходными, чем крупные. Мы предлагаем профессиональным аналитикам разделять индустрию ТЦ на 2 подотрасли. Первая — это боль­шие моллы, которые уже много лет переживают кризис в Америке (хотя в Азии чувствуют себя отлично), а вто­рая — это комьюнити-центры или сити-центры, т.е. городские, район­ные, многофункциональные центры, ТЦ на транспортных узлах. Сегодня это вообще два разных бизнеса и раз­мер имеет принципиальное значение! Наша бизнес-модель — «лучше 10 ТЦ по 10 тыс. кв. м каждый, чем один на 100 тыс.» — дала нам максимальный эффект и устойчивость.
  4. Покупательские тренды изме­нились. Покупательские предпочте­ния регулярно меняются и последние 2 года особенно. Люди тратят меньше времени на покупки, шопинг стал бо­лее осознанным и рациональным. Это не значит, что покупатели совсем от­кажутся от многочасовых походов по крупным моллам, но их переориента­ция на ТЦ у дома и на транспортных узлах уже идет. Шопинг или встречи в кафе сегодня всё больше проходят по пути привычного маршрута человека, около дома или работы.
  5. Редевелопмент и реконцеп­ция нужны всем. Кризис — всегда хорошее время для модернизации и обновления. ФПК «Гарант-Инвест» за четыре года реновировала 13 своих ТЦ. У нас это комплексная «Програм­ма РЕ» — редевелопмент, реконцеп­ция, ребрендинг, реинжиниринг и т.п.
  6. Новый взгляд на ОРЕХ. Кризис, начиная с ковида, уменьшил аренд­ные доходы и заставил всех нас го­раздо серьёзнее управлять расходами. Новый тренд — это иной взгляд на ОРЕХ и на рациональное потребление, более глубокое понимание того, как мы тратим ресурсы, прежде всего теп­ло, воду и электричество. Поэтому мы по-новому занимаемся ресурсосбере­жением. У ФПК «Гарант-Инвест» есть собственный реестр «62 зелёные тех­нологии в недвижимости» и мы очень сильно продвинулись в комплексном их внедрении.
  7. Новая арендная политика. Взаимоотношение «арен­датор — арендодатель» в очередной раз проходят серьёзный стресс-тест на надёжные долгосрочные и пар­тнёрские отношения. У нас 430 арен­даторов и по меньшей мере с 95% мы мы ведём очень конструктивный диа­лог. Мы уверены, что нужно находить компромисс, делить риски и управ­лять ими. И для нас очень важно, на­сколько собственники и менеджмент арендаторов смотрят в будущее.
  8. Изменение маркетинга. Мы видим, насколько маркетинг поменял­ся, прежде всего уходя в digital. Стал ультраважен выбор каналов комму­никаций для каждого отдельного объ­екта. Наши ТЦ учатся не просто воз­действовать на целевую аудиторию, а разделять её на группы и с каждой выстраивать свои наиболее эффектив­ные каналы коммуникаций.
  9. Интерес у девелоперов и ин­весторов к строительству ТЦ из­менился. Темп строительства новых ТЦ замедлился за последние 2-3 года. С одной стороны, это настораживает инвесторов, с другой стороны, умень­шилась конкуренция и увеличилась потребность в ТЦ, особенно на фоне масштабной застройки жилья. Мы не стали останавливать строи­тельство МФК WESTMALL именно из-за того, что рядом строится 17 ЖК, по­требность в инфраструктуре огромная и интерес арендаторов очень высокий.
  10. Торговые центры нужны! Торговые центры важны! Все раз­говоры в ковид, что всё уйдёт в он­лайн и никто не будет ходить в ТЦ, не оправдались. Торговые центры всегда нужны и всегда будут! Мы видим, что нужны качественно новые ТЦ. Для примера приведу наш флагманский проект МФК WESTMALL. Он олицетво­ряет новые стандарты коммерческой недвижимости в Москве, существен­но отличается от 18 уже построенных нами комплексов. Это городской центр нового поколения.